Опасность здесь и сейчас: почему АЭС угрожает нашим жизням и опустошает кошельки?

Эхо прошлого

26 апреля — годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС, день траура и памяти для белорусского народа. Это чудовищное происшествие произошло почти 30 лет назад, но авария «аукается» нам до сих пор: из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн гектаров земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены сотни мелких населённых пунктов. Белорусы умирали сразу после случившегося (это были ликвидаторы и жители ближайших населенных пунктов), многие жертвы трагедии стали таковыми лишь и через какое-то время после. Они погибли от рака, а среди младенцев наблюдался небывалый всплекс врожденных уродств. не позволяющий малышам узнать, что такое жизнь. Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 тыс. случаев уродств у новорождённых, 10 тыс. случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 тысяч. Неясно, все ли случаи заболеваний были связаны с аварией, однако то, что она была одной из основных причин болезней, не вызывает сомнений.

Сегодня мы уже почти забыли про эту катастрофу, и это не случайно: с экрана телевизоров, из публикаций СМИ мы узнаем, что вред аварии преувеличен, открываются информационные центры, позитивно представляющие атомные электростанции. Нам рассказывают, что авария — это исключение из правила, ошибка в идеально работающей в штатном режиме системе. АЭС — это новые, безопасные технологии получения электричества, так необходимого всем нам! В то время как литература, содержащая критику атомной энергетики, недоступна широкому кругу читателей, имели место задержания сотрудниками ОМОНа людей, которые приходят послушать лекции, где высказывается альтернативное мнение, отличное от государственного посыла (речь идет о событиях 2012 года на лекции Г. Лепина — известного физика, профессора, доктора технических наук — в Минске — http://m.nv-online.info/by/mobile/society/46060).

Причина постоянного появления таких «успокаивающих» сведений проста: в 2011 году началось строительство атомной электростанции на Островецкой площадке. Проект начал реализовываться несмотря ни на что. Чиновники не приняли во внимание ни мнение самих белорусов (на чьи налоги и строится станция), не обратили внимание на ядерную катастрофу в Японии и реакцию на нее многих стран, которые начали подготовку к выводу своих реакторов из строя.

Все хотят жить хорошо, ни от кого не зависеть, использовать самые передовые технологии, но прежде нужно убедиться в том, что прогресс не принесет нам вреда: второго «Чернобыля» нам не пережить.

Мы, инициатива «Еда вместо бомб», считаем, что для того, чтобы понять, что АЭС нам не нужна, не нужно дожидаться трагедии!
Почему плоха постройка любой АЭС и чем губителен проект Островецкой атомной станции для Беларуси?

Аварии

Даже ребенок знает, который учил историю,что АЭС опасны возможной аварией. Если не обращаться к Чернобыльской трагедии, можно вспомнить и другие происшествия: аварии в США (1944, 1955, 1961 и 1975, крупная авария в Тримайл-Айленд в 1979 году), Канаде (1952), Великобритании (1957), Франции (1969) и Швейцарии (1969), недавнюю трагедию в Фукусиме (Япония). Недолгая история атомной энергетики хранит огромное количество внеплановых остановок реакторов и тысячи сбоев. Еще в 2000 году МАГАТЭ было известно о 1200 подобных событиях. Но многие происшествия не подвергают огласке: это не выгодно ни владельцам, ни производителям атомных станций. Аварии нельзя «просчитать», так как «человеческий фактор» будет присутствовать в работе АЭС всегда.

Нужно помнить, что никто не может быть уверен в безопасности атомных станций, так как масштабы ущерба от возможных инцидентов, связанных к эксплуатацией АЭС, транспортировкой топлива, захоронением отходов могут быть огромными. Пострадают невинные люди, причем, как мы видим сегодня, государство склонно поддерживать новые небезопасные проекты, а не помогать пострадавшим в течение многих лет.

Штатный режим

Даже работая в обычном режиме, без аварий и инцидентов, любая АЭС наносит существенный вред биосфере и населению. Этот связано с неизбежными выбросами образующихся в реакторе радионуклидов:

  • распространение радионуклидов с аэрозольными выбросами («через трубу»);
  • распространение радионуклидов с жидкими отходами (водой);
  • распространение радионуклидов с твердыми радиоактивными отходами.

«Специалисты» возражают, что большая часть выбрасываемых АЭС радионуклидов короткоживущие(существуют несколько часов или суток), то за это время они не могут нанести существенного ущерба живой природе и человеку. Но это наивное и ошибочное мнение. В результате Чернобыльской катастрофы нескольких часов и дней хватило, чтобы радиоактивный йод попал в ткани щитовидной железы у многих тысяч детей и вызвал непоправимые изменения. Малые уровни облучения от АЭС могут оказывать большой эффект и потому, что они действуют постоянно, на протяжении длительного времени. Исследования, проведенные в 2007 году в Германии, показали, что люди, живущие в районе 50-километровой зоне вокруг АЭС, более чем в 2 раза чаще болеют раком крови, сравнительно с общим уровнем заболевших по стране. Особенно опасны малые дозы радиации, которые АЭС выделяют постоянно, для людей, которые уже были подвержены их воздействию (т.е. для всего населения страны, пережившей Чернобыль). Таким образом, атомная энергетика не является такой уж щадящей.

Отходы: «мирному» атому нет места даже на свалке

Атомная энергетика оставляет долговременные и опасные для экологии последствия. Среди отходов электростанции – высокотоксичный плутоний, который необходимо изолировать от окружающей среды на 240000 лет. Никто не может гарантировать, что нам удастся обезопасить себя на протяжении такого длительного времени. Не факт, что люди смогут в полной мере передавать информацию об отходах своим потомкам. Окружающая среда нестабильна: при подземных захоронениях радиоактивные вещества уже через 30 лет выходят на поверхность. Даже такая развитая страна, как США, не смогла решить эту проблему.
Белорусы должны будут захоронить свои отходы сами (хотя бы временно), а это очень дорого и подвергает опасности значительные территории. Если в контейнерах для отходов с течением времени образуется трещина, вредные вещества попадут в подземные воды, а значит и в водоемы. Вы готовы пить «атомную» воду?
Некоторые атомщики-оптимисты уверяют, что есть возможность эффективной повторной переработки отходов и получения топлива на «быстрых нейтронах». Попытки многих стран мира освоить эту ядерную технологию закончились провалом.Оставшиеся три из одиннадцати строившихся реакторов подобного типа, к тому же маломощных, во Франции, в России и Казахстане находятся в неопределенно-сомнительном состоянии. Таким образом, вопрос безопасной и эффективной переработки остается открытым.

Риск для экономики

Строительство атомной электростанции на Островецкой площадке в Гродненской области началось в 2011 году. Первый блок станции планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй — в 2020-м. Общая стоимость возведения АЭС составит около 11 млрд долларов, 90% из которых прокредитует Россия. При этом необходимо помнить, что будут тратиться деньги на постройку всех необходимых для передачи энергии коммуникаций, организацию дополнительных мест проживания для работников станции и другой инфраструктуры (школы, детские сады и др.)

Так как наука финансируется из наших с вами налогов, то мы, помимо нашей воли, вынуждены будем финансировать АЭСне дважды: возвращая кредиты на ее строительство (по разным оценкам от 4 до 10 млрд. долларов) и оплачивая обслуживающие ее исследования, подготовку соответствующего персонала в техникумах и вузах.

Срок окупаемости АЭС по плану составит 20 лет. Учитывая то, что вся официальная статистика в нашей стране завышается, срок будет явно длительнее и, по оценкам некоторых экспертов, составит от 30 до 50 лет. Возможно, АЭС не окупится вообще и будет дополнительной прибавкой к внешнему долгу нашей страны.

Объективная оценка удельных затрат на производство электроэнергии атомными станциями с исправлением лишь совершенно очевидных «ошибок» атомщиков и даже без учета ряда трудно оцениваемых затрат приводит к выводу о том, что электроэнергия, вырабатываемая АЭС, оказывается по крайнеймере в 5 раз дороже электроэнергии, вырабатываемой на паро-газовых установках.
Средства, которые хотя направить на строительство АЭС, можно было бы использовать для разработки и внедрения новых технологий использования местных и возобновляемых источников энергии. Сейчас же развитие «зеленой» энергетики в Беларуси блокировано ядерным гигантом, в то время как в Германии доля электроэнергии, полученной от возобновляемых источников в прошлом году составила 25% и превысила долю электрогенерации, полученной от АЭС.

Нет и не может быть компромиссов: мы против войны!

«Мирный» атом тесно связан с ядерным оружием и способствует милитаризации страны.Обогащенный уран и плутоний используются для создания атомной бомбы. Даже если белорусское правительство не имеет намерения производить ядерное оружие, всегда есть риск продажи смертоносных «ингредиентов» другим странам. Например, плутоний, произведенный на Белорусской АЭС будет забирать Россия. Но это не снимает с белорусов моральной ответственности за тот материал, который не сложно превратить в оружейный. Сегодня на планете произведено столько плутония, что его достаточно для многократного уничтожения Земли.

«Еда вместо бомб» (и АЭС)

Начало иницативе «Еда вместо бомб» положили акции против строительства Сибрукской атомной электростанции (США) в 80-е годы. Антиатомный, экологический, антимилитаристский протест является неотъемлемой составляющией истории всего движения, частью которого является и минская инициатива «Еда вместо бомб». Для нас это было и остается актуальным: Беларусь — страна, пережившая катастрофу, и именно здесь и сейчас опять возникает возможность ее повторения.

Мы выступаем за альтернативу!

Мы хотим, чтобы у нас было электричество, но не готовы покупать его ценой своего здоровья и жизни наших близких, ценой наплевательского отношения к состоянию планеты. АЭС – сложный, опасный, дорогой и громоздкий способ получения энергии.

Альтернатива есть!

  • Мощность Островецкой АЭС составит 2,4 ГВт при вышеупомянутой стоимости в 10 млрд. долларов. Для строительства ветроустановок в Беларуси подходят 5 площадок с возможным энергетическим потенциалом около 1,6 ГВт.
  • Биомасса – это органические отходы жизнедеятельности, такие как перегной, навоз, опилки или древесная стружка. Благодаря своей низкой стоимости (иногда нулевой, или даже отрицательной), такой вид получения энергии очень выгоден. А потенциал Беларуси в этой области, по официальным данным, используется всего на 25% и вырабатывается, только от древесных отходов. Например, самая крупная из станций, вырабатывающих энергию из навоза и перегноя – мощностью 4,8 МВт. Срок окупаемости проекта – 3 года. То есть, 500 таких небольших станций могли бы полностью заменить АЭС. Постройка таких станций особенно выгодна там, где есть производства, связанные с животноводством или деревообработкой (а у нас их достаточно).
  • Потенциал Беларуси в области солнечной энергии оценивается в 5—6 ГВт. Окупаемость солнечных станций – от 7 до 9 лет.
  • Кроме того, стоит оптимизировать уже имеющиеся тепловые электростанции, активнее использовать современные энергосберегающие технологии, приучать людей к бережному отношению к энергетическим ресурсам.
    Мы выступаем за развитие максимально автономных технологий производства энергии из местных возобновляемых источников!
    Атом мирным не бывает!

    Литература по теме:
    http://atomby.net
    http://seu.ru/programs/atomsafe/books/mif_1.pdf
    http://seu.ru/programs/atomsafe/books/mif_2.pdf
    http://seu.ru/programs/atomsafe/books/mif_3.pdf
    http://seu.ru/programs/atomsafe/books/mif_4.pdf
    http://seu.ru/programs/atomsafe/books/mif_6.pdf
    http://www.csgi.ru/gi/gi5/06.htm

Запись опубликована в рубрике General. Добавьте в закладки постоянную ссылку.